Годунова Ольга Геннадьевна -учитель-логопед высшей квалификационной категории
Нормативно-правовая учителя-логопеда ДОУ.
- Конвенция о правах ребенка http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
- Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. №20-58-07 ин/20-4 "Об учителях-логопедах учреждений образования".
- Должностная инструкция учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения
Цель работы: коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков в формировании фонематической стороны речи.
Всем родителям хочется, чтобы ребёнок говорил чисто, правильно, выразительно. Именно развитая речь со всеми ее компонентами является одним из важнейших показателей готовности ребёнка к школьному обучению, индикатором его коммуникативных возможностей. Но, к сожалению, очень часто у малыша бывает "каша во рту". В этом случае на помощь ребенку и семье приходит наука логопедия и ее представитель в детском саду – учитель-логопед.
Набор детей на логопункт нашего дошкольного учреждения осуществляется на основании протокола психолого – медико-педагогической комиссии о зачислении детей. В соответствии с положением, зачисляются дети 5-6 лет с диагнозом НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков). Проводится обследование детей, которое состоит из:
1. обследование звукопроизношения;
2. обследование фонематического слуха и фонематического восприятия;
3. обследование лексического строя речи;
4. обследование грамматического строя речи;
5. обследование связной речи.
На основании обследования определяется степень выраженности имеющегося у ребенка дефекта речи. Основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми – обучение на занятиях. Проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия по восстановлению нарушенных функций.
Работа проводится в тесном контакте с воспитателями, специалистами, медиками детского сада, а также родителями. Сотрудничество с родителями заключается в выполнении домашних заданий, направленных на закрепление знаний навыков и умений, которые были получены ребенком на занятии. Также в назначенные часы, для родителей проходят консультации.
Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить речевые нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию всесторонне развитой личности.
Содержание занятий определяется диагнозом ребёнка, его индивидуальными особенностями, коррекционными задачами каждого этапа обучения и может содержать задания по следующим коррекционно-развивающим направлениям:
- постановка нарушенного звука и/или группы звуков;
– автоматизация поставленного звука (или дифференциация смешиваемых звуков) в слогах, словах, фразах;
– развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
– развитие фонематического слуха и восприятия;
– развитие темпо-ритмической стороны речи, речевого дыхания;
– расширение и активизация словаря;
– развитие интонационной выразительности речи;
– развитие психических процессов: мышления, внимания, памяти;
– закрепление навыков согласования слов в предложении;
– развитие зрительного восприятия;
– закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
– закрепление навыков чтения прямых и обратных слогов.